С Наступающим Новым годом!
По заснеженной зимней дороге
Старый год убирается прочь.
Пусть исполнится все, что хотелось
В новогоднюю лунную ночь. ;)

Методическая копилка

Две Осени (сценарий праздника для начальной школы)
Действующие лица:
Ранняя осень
Поздняя осень
Урожай
Дождик
Капельки
Овощи
Занавес открывается. Из-за деревьев показываются малыши:
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянуть просинь -
Значит наступила осень.
(Под лирическую музыку входит Осень ранняя)
РО: Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Я осень ранняя, радостная, пышно убранная, богатая урожаем. Вы не видели здесь мою сестрицу?
Под музыку входит Осень поздняя.
П.О. А я грустная, невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя. Я та Золушка, которую зовут поздней осенью. Милости просим в наше осеннее царство.
Вед: Каждая пора прекрасна по-своему. Многих поэтов, композиторов и художников она вдохновляет.
Ф. Тютчев "Есть в осени…"
Тюрт. "Осень"
"Листья" Ф. Тютчев.
Э.Григ "Лесная песнь"
А.Пушкин "Унылая пора…"
РО: Я самая богатая из - всех времен года. Есть у меня друг, который бережет мое богатство. Зовут его Урожай. Давайте пригласим его на наш праздник.
(зовут: У-РО-ЖАЙ!!!)
Вед: Не простой гость урожай, чтобы он появился, надо потрудиться. А с песней любое дело спорится.
(песня "Антошка")
(вед. Проводит конкурс "сбор картошки")
Урожай: я давно услыхала вашу песню. Вы так хорошо пели и трудились, что вот какой я стала. ( показывает) Еле дошла. Ну что ж, здравствуйте ребята - лотосята. Неспроста меня позвали, уж я это точно знаю!
ПО: Да, урожай, знаю я, что на выдумки и горазда.
РО: Вот и повесели сегодня наших гостей.
У: Это правда. Я повеселю вас. А помогут мне мои друзья - овощи.
(Зовет: ОВОЩИ!)
(Сказка о том, почему помидор стал красным)
Ведущий: …. Теперь все овощи больше не ссорятся, живут весело и дружно, даже в кастрюле….
(Песня "Овощи")
Урожай: Что ж, пора мне в путь, ждут меня еще поля, сады и огороды, надо все обойти да проверить, не осталось ли чего неубранного, все ли богатство мое собрано. А вам желаю расти крепкими, здоровыми и веселыми, кушать овощи и фрукты. До свидания.
Вед: Вот и собран урожай. Пора уступить место старшей сестре - поздней осени.
ПО: Спасибо большое, что не оставили меня без внимания. Мне не хочется сегодня грустить на вашем празднике. А потому приготовила я для вас игру.
(Игра "Лужи")
ПО: (фонограмма "дождь") Что я слышу? Это мои подружки - капельки дождя.
(танец "Зонтики")
Дождь (выходит с лейкой)
и капельки говорят:
Дождик, дождик, поливай -
Будет славный урожай.
Будет жито и ячмень,
Долгий лен, зеленый хмель.
Будет белая пшеница
Будет рожь и чечевица.
Будет сладкая малина
И рябина, и калина.

                     Развитие логического мышления младших школьников
       В настоящее время перед общеобразовательной школой выдвинута задача совершенствования процесса развивающего обучения. Наиболее ответственным этапом школьного возраста является младший возраст. В этом возрасте особая роль принадлежит развитию мышления, их способности к активному использованию умственных возможностей при встрече с проблемными ситуациями. По мнению С.Л.Рубинштейна мышление как функция мозга в готовом виде ребёнку не даётся при  рождении – оно есть результат познания. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
    Актуальность темы заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Поэтому ведущее  значение для данного возраста  приобретает развитие именно логического мышления.
Ребёнок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения, то есть решение задач способствует развитию логического мышления.
     Чтобы облегчить решение текстовой задачи, строят вспомогательные модели. При этом используется такие операции мышления, как анализ через синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются операциями мышления, и способствует его развитию. Поэтому для современного образования становятся важными  следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности и поддерживать стремление не учить, а помогать ему учиться и развиваться.
     «Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип педагогики», - писал К.Н.Вентцель.

      В современных условиях важную роль приобретают повышение качества каждого урока, создание на уроке таких условий, которые помогают целенаправленному применению приёмов, активизирующие учебные действия учащихся. В стандартах второго поколения к универсальным логическим действиям относятся: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логических цепей доказательств; выдвижение гипотез; постановка и решение проблем. «Только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру; способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества» (Л.С.Выготский). Для современного учителя требуется не только дать детям образование в виде знаний – умений – навыков, но также развить возможности учеников, воспитать их личность.
     В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1.       Предметно-действенное (наглядно-действенное).
1.       Наглядно-образное.
2.       Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;  наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста).
 Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.
В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Это важнейшие мыслительные операции.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
В основе обобщения лежит абстракция. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
 Для выявления уровня развития логического мышления, умения работать по несложному алгоритму, способности к планированию, делать выводы на основе умозаключений, уровня самоконтроля учащихся младших классов, были использованы апробированные методики тестирования.  Для выполнения тестовой работы каждому учащемуся предоставляется индивидуальный лист. Ребёнку предлагается следующее задание для определения уровня развития логического мышления учащихся, используется методика «Найди лишнее слово» (тест 1).
Задание из 10 пунктов, нужно найти «лишнее слово» и подчеркнуть его. За каждый правильный ответ 1 балл.
9 -10 баллов – высокий уровень.
7 – 8 баллов – средний уровень.
5 и менее баллов – низкий уровень.
Данное задание:
1.       Шиповник, смородина, каштан, малина, крыжовник.
2.       Окружность, треугольник, четырёхугольник, линейка, чертёж.
3.       Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей.
4.       Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
5.       Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
6.       Весёлый, быстрый, печальный, вкусный, осторожный.
7.       Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
8.       Река, озеро, море, мост, болото.
9.       Иней, пыль, дождь, роса, снег.
10.   Волгоград, Россия, Москва, Ижевск, Ярославль.
После проведения данного теста были получены следующие результаты:

Высокий уровень
7 чел.
30%
Средний уровень
11 чел.
48%
Низкий уровень
5 чел.
22%

     Для определения  развития умения работать по несложному алгоритму, способности к планированию детям предлагается задание (тест 2).
Прочитай задачи. Выбери ту, которую хочешь решить. Реши.

1.      Фильм из 24 серий показывают по одной серии каждый вторник, среду и четверг. Сколько недель будут показывать этот фильм?

2.      В воскресенье по телевизору показали 15 рекламных роликов. Это в 5 раз больше, чем мультфильмов. На сколько рекламных роликов показали больше, чем мультфильмов?

Сначала составь план решения задачи, что будешь делать и в какой последовательности.
1.______________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
          Если необходимо, то зарисуй схему или таблицу. Запиши решение.  
       При выполнении данного задания были получены следующие результаты:
       Выбрали задачу №1 – 7 человек.
       Выбрали задачу №2 – 16 человек.
       Решили  верно №1 – 7 человек.
       Решили  верно №2 – 16 человек.
                             
Высокий уровень
6 чел.
26%
Средний уровень
14 чел.
61%
Низкий уровень
3 чел.
13%
В начальной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению. Рассмотрим систему упражнений по математике УМК «Начальная школа XXI века», автор В.Н.Рудницкая, направленные на формирование этих операций.
Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:
1. Соединение элементов в единое целое
2. Поиск различных признаков предмета
3.Узнавание или составление объекта по заданным признакам
Задания, направленные на развитие умения обобщать.
    Задания данного вида направлены на умение выделять существенные свойства предметов.
1) Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.
30 + х > 40        45 – 5 =40        62 + х = 94
80 – х                 39 – 9 < 50       х – 39 = 115
2) «Магические квадраты»
     Запиши числа в клетки, чтобы квадрат получился магическим.
      

106




112
122
108
  3) Сравни уравнения в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором из них неизвестное число больше. Проверь себя:
х + 37 = 78      90 – х = 47      х – 28 = 32     
х + 37 = 80      90 – х = 50      х – 28 = 22   
      В данном учебнике УМК присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию операций логического мышления. Дети не только могут сравнивать уже готовые модели к данной задаче, но и  могут построить модели сами,  потом их сравнить. Много представлено моделей в виде чертежа, условных рисунков, таблиц.