С Наступающим Новым годом!
По заснеженной зимней дороге
Старый год убирается прочь.
Пусть исполнится все, что хотелось
В новогоднюю лунную ночь. ;)

воскресенье, 27 марта 2011 г.

Программа кружка"Что кому нравится"




Программа внеурочной деятельности
«Что кому нравится»
для учащихся 1 класса
учителя начальных классов
Коноваловой Надежды Николаевны


Пояснительная записка

Программа ориентирована на реализацию общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся первого класса и рассчитана на 54 часа ( по 4 аудиторных и 2 часа вне аудиторных в месяц)
В основе программы лежат идеи начального литературного образования В.А.Левина, Л.Е.Стрельцовой, Н.Д.Тамарченко, Н.А.Чураковой и других. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
учитывает личностные достижения дошкольного художественного развития ученика и опирается на них;
обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования, подготавливая художественное развитие в подростковом и юношеском возрасте (Левин В.А.)
Способы занятия дошкольников с книгой игровые и коммуникативные: игровое непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым, игра в школу, где чтение выступает как школьный вид занятий. Изменение позиции свидетельствует о том, что теперь эмоционально-непосредственные переживания обогащаются способностью осознавать их, отличать художественные черты, вызванные художественным произведением, от эмоций реальной жизни. В своем творческом опыте первоклассник открывает авторскую позицию. Левин В.А. отмечает, что совершив это открытие, читатель оказывается способным видеть в стихотворении, рассказе или сказке результат целенаправленного авторского труда.
Цель программы: создать условия для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, то есть изменение внутренней позиции ребенка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной.
Задачи:
-Обеспечить удовлетворение потребностей детей в чтении, в общении со взрослыми посредством книги;
-Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;
-Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукозаписью или интонацией, рифмой или сравнением)
Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры искусством к общению художественными средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте. Основная форма организации занятий-коллективная игра с не жесткими, условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
-осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
-проявление познавательных мотивов;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
выполнять учебные действия в материализованной , громко речевой и умственной форме;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
формулировать проблемы с помощью учителя;
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
узнавать сюжет по иллюстрациям;
отличать поэтический текст от прозаического;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя4
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни )
Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрацию по содержанию)
Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (прибаутки, колыбельной песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички); сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по фольклорным произведениям.
Воспитательные результаты второго уровня(формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.
Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге. Своему собственному миру.
Основные разделы программы: Чтение стихов и сказок о звуках речи и буквах, о словах и письменности: Я.Аким, В.Берестов, Е.Благинина, Г.Виеру, Б.Заходер, В.Лунин, С.Маршак, С.Михалков, А.Пудваль, Т.Рождественская, Г.Сапгир, И.Токмакова, С.Черный, А.Шибаев, Ю.Энтин, Г.Юдин, Г.Юрмин, М.Яснов и др.
Лепка и рисование иллюстраций к произведениям. Сочинение своих историй где персонажами выступают звуки речи. Буквы, слоги, слова.
Чудесный короб. Детский игровой фольклор. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача. Практически-игровой характер малых фольклорных жанров. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка,загадка. Скороговорка, закличка, литературные стихотворения-шутки, колыбельные песенки, считалки,загадки, скороговорки, заклички.
Лукошко сказок Кумулятивная сказка: «Теремок», «Колобок»,»Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка». Знакомство с жанром кумулятивной сказки(сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) жанра.
Детская авторская поэзия и проза:К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А.Пудваль, Т.Рождественская, Г.Сапгир, И.Токмакова, С.Черный, А.Шибаев, Ю.Энтин, Г.Юдин, Г.Юрмин, М.Яснов и др.
Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Первичные представления об олицетворении, выразительности, звукописи, понятие о рифме.
Тематический план


Тема занятия
Форма организации внеурочной деятельности
Аудиторные
(практика)
Вне аудиторные
(практика)
Раздел «АБВГДейка»
1.
Звуковые игры.
Дидактические игры со звуками. Инсценирование.
2
1
2.
На что похожа буква.
Дидактические игры. Выставка поделок и рисунков.
2
1
3.
Буква, звук, история.
Беседа. Выставка продуктов детского творчества.
1
1
4.
Веселая азбука.
« Чтение - игра»Выставка продуктов детского творчества.
2
1
Раздел «Чудесный короб»
5.
Прибаутка.
« Чтение - игра»
1

6.
Литературные стихотворения-шутки.
« Чтение — игра»Конкурс чтецов.
1
1
7.
Колыбельная песенка.
« Чтение - игра»
1

8.
Считалка.
« Чтение - игра»
1
1
9.
Загадка.
« Чтение - игра»
2
1
10.
Скороговорка.
« Чтение - игра»
2
1
11.
Закличка.
« Чтение - игра»
Раздел «Лукошко сказок»
12.
Расскажу сказку.
Беседа. «Чтение» -игра
Учебно-художественные игры.
2
1
13.
Сказка-цепочка
Беседа. «Чтение» -игра
Учебно-художественные игры.
3
1
14.
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
«Чтение» -игра
Учебно-художественные игры.
2
1
15.
Сочиняем сказки.
Беседа. Выставка продуктов детского творчества.
2
2
Раздел «Стихи и сказки»
16.
Рассказ и стихотворение.
«Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры.
4
1
17.
Звучащие стихи
«Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. Конкурс чтецов.
2
1
18.
Как Незнайка сочинял стихи.
«Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры.
1
1
19.
Стихи и рассказы о детях.
«Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры.






Методические рекомендации
Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.
Рекомендации по организации занятий:
1.Речевые разминки
Задачи:
-развитие артикуляционного аппарата;
-формирование умения слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
-формирование умений участия в диалоге;
-развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
2.Организация восприятия художественных произведений
Формы деятельности:
-совместное «чтение»-слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
- «чтение»-игра (считалки,загадки, скороговорки, заклички.)
-«чтение»-рассматривание;
-индивидуальное чтение(для тех, кто уже умеет читать);
-слушание аудио записей или чтения наизусть;
3.Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:
-учебно-художественные игры(игры с запретами, игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация,этюды мимические и др.);
-задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок, вылепи героя прочитанного)
Типовые задачи, решаемые на 2-3 этапах занятия:
-Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.
-Опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка, инсценировка).
-Наблюдение за звуковым составом слова в связи с предметом изображения, узнавание моментов звукозаписи в тексте стихотворения.
Наблюдение за концевыми созвучиями(рифмами) в стихотворении.
-Наблюдение за характером словесных повторов, их количеством, местом.
-Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки. Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.
Определение главного персонажа сказки его роли в событиях. Выявление моментов, в которых действие переходит от одного персонажа к другому.
Опредмечивание персонажей и событий сказки в ином художественном материале(иллюстрации, диафильмы, инсценировки)
-Наблюдение за строением игровых стихотворных текстов путем сравнения их друг с другом внутри одного жанра и разных жанров.
Cравнение двух текстов игровых стихотворений.
4.Организация работы с книгой.
Формы деятельности:
-рассматривание книги;
-работа с выставкой книг
Алгоритм рассматривания книг:
Сначала рассматривают обложку. Рассматривается иллюстрация.
Книга перелистывается и рассматривается постранично. Отыскивается произведение нужное.
5.Подведение итогов.





Литература
1.Гин С.И. Мир фантазии . Методическое пособие для учителей начальной школы. М. Вита-Пресс, 2001
2.ДьячковаЕ.В. Организация внеурочной работы с книжкой игрушкой.Начальная школа 1991№5
3.Занимательное азбуковедение Кн. Для учителя.М.Просвещение,1991
4.Левин В.А.Когда маленький школьник становится большим читателем М.,1994, с.50-60

Комментариев нет:

Отправить комментарий