С Наступающим Новым годом!
По заснеженной зимней дороге
Старый год убирается прочь.
Пусть исполнится все, что хотелось
В новогоднюю лунную ночь. ;)

понедельник, 16 мая 2011 г.

Гражданско-патриотическое воспитание




Гражданско-патриотическое воспитание
Из опыта работы

Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние в стране непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Патриотозм- это основа духовного и нравственного единства для всех слоев общества.

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности. Податливость, известная внушаемость детей, их склонность к подражанию создают благоприятные предпосылки для патриотического воспитания.
Но это возрастной период, когда. Эмоциональные переживания. А не разумные доводы имеют доминирующее значение. Это возраст когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают мотивами поведения.
Используя психолого-педагогические компоненты, такие как потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой, на основе систематизации чувственных образов можно формировать патриотические чувства у детей.
Формирование системы обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой патриотического воспитания я строю через систему классных мероприятий, серез работу классного кружка «Родина», сотрудничество с музеем, детской библиотекой, сотрудничество с родителями, через внедрение экспериментальной программы»Омское Прииртышье».

Патриотизм по мнению философов, одно из самых глубоких чувств человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам.
Вместе с тем, патриотизм- это естественная привязанность к родным местам, языку. Национальным традициям.
В младшем школьном возрасте формирование такого многогранного чувства как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающихся чувств симпатии, сопереживания, доброты, доброжелательности ( сначала к родным и близким людям. А затем с ростом и взрослением это чувство распространяется на более широкий круг людей, предметов и явлений окружающей жизни.
Учитывая возрастные особенности т.е. через близкое и понятное детям я выделила основные этапы (или направления) всего воспитательного воздействия.
1-ый этап(направление) носит название «Откуда я родом».
На этом этапе дети узнавали историю своей семьи, проследили ее творческое развитие.
С огромным интересом стали собирать фотографии, расспрашивать родителей о своих корнях, о своей родословной. Итогом стало оформление своего генеалогического древа.
Дети испытали чувства гордости за своих родителей, чувство уважения к труду и трудящемуся человеку. Когда приходили родители в класс и на классных часах рассказывали о своих профессиях, о семейных традициях, о том чем любят заниматься вместе с детьми в свободное время.
Воспитанию силы, ловкости, выносливости, дисциплинированности послужило проведенное спортивное мероприятие «Папа, мама, я- спортивная семья», пропогандируя здоровый образ жизни.
Патриотическое воспитание можно вести через изучение национальной культуры, обычаев, обрядов. В традициях народного воспитания- отношение к ребенку как к активному существу, который стремиться найти свое место в жизни.
Второе направление называется «Предания старины глубокой»
Ушинский считал, что «Воспитание, созданное самим народом имеет ту воспитательную силу, которой нет ни в одной даже самой лучшей, но основанной на абстрактных идеях системе».
На этом этапе самой эффективной формой работы стала нетрадиционная форма: защита творческого проекта. Носила название: «Город – мастеров». Здесь, как на ярмарке, были представлены проекты различного детского творчества. С огромным удовольствием дети разучивали любимые песни своих бабушек, учились водить хороводы, учились житейской мудрости, сочиняли свои дразнилки, загадки. Своё творчество оформляли в книжки – раскладушки. Ребята, которые посещали кружок «Родина» обыграли сказку местной сказительницы из села Алексеевка Заколюжной Любови Николаевны «Про кукушку»
На этапе «Наш друг – природа» ребята учились видеть красоту и богатство своего края, беречь родную природу бывая, на экскурсиях в лесу дети вели наблюдения, накапливали впечатления, а потом делились ими с другими. Так появились первые стихи, которые были опубликованы в районной газете «Горьковский вестник»
Некоторые наблюдения носили экологическую направленность, ставя своей целью: вызвать у детей потребность в изучении природы родного края, потребность в защите её от загрязнения и истребления. Исследование «Лекарственные травы Омского Прииртышья» было представлено на районную научно-практическую конференцию.
Но мало воспевать свой край, надо вслушиваться в голос его истории. Именно этому учились ребята на этапе «Моя малая Родина», где происходило формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников,
Формирование исторической ответственности за происходящее в обществе. Узнать о своих земляках помогло сотрудничество с музеем через организацию поисковой деятельности. Результатом которой стали доклады ребят на районной научно-практической конференции по краеведению, на региональной 38-ой научно-практической конференции научного общества учащихся «Поиск» (с темой «Вклад Горьковчан в победу в Великой Отечественной войне»).
Формирование качеств гражданина – цель направления «Я -Гражданин» КВН ко дню Защитника Отечества, смотр строя и песни, уроки мужества, беседы о правах и обязанностях, об основном законе Государства Конституции, о Конвенции о правах ребёнка помогли детям понять, что права человека и свобода выбора предполагают и возрастание ответственности. Формированию нравственных позиций помогли многочисленные азбуки: дружбы, вежливости, доброты.
Направление «Я - житель Омского Прииртышья» ориентированы на осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин неповторимости Отечества, его судьбы за рассказ «Любимый сердцу уголок» об Омском Прииртышье в интеллектуально-творческом конкурсе «Через тернии к звёздам» - специальный приз.
Таким образом, воздействуя на эмоционально – чувственную сферу на основе положительного отношения к окружающему можно формировать чувства патриотизма.
Ведь, если ребёнок испытал радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъём от прикосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл эмоциональный опыт «Фонд эмоциональных переживаний», который станет фундаментом более глубоких чувств, условием эмоционального развития маленького человека. Сухомлинский считал, что «Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут, а останутся «Как память сердца». Поэтому важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок вызывало положительный эмоциональный отклик.
Дети проживают огромную часть своей жизни в школе. От того какие эмоциональные отношения остаются у них от каждого прожитого в школе дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни.
Существует динамика эмоционального отношения детей и родителей к школе.Ко второму году обучения 36% детей идут в школу со спокойным настроением, 58% с радостным.
И родители в 80% спокойны когда их дети в школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий